Портрет. Теория.

Конспект теоретического занятия 10 мая 2010 года.
# Теоретический блок- жанр «Портрет»
# Разнообразие направлений
# Постановка задач при съемке портрета

Портрет снимается в 4 основных видах: Крупный (он же погрудный), поясной, 3/4 (он же американский, по колено), общий (ростовой).

Расположение главного объекта на портрете должно создавать ритм между объектом и фоном. Это равновесие кадра и общего ощущения.
Основные соотношения — 1/2 или 1/3 (2/3)
Например:

Необходимо также помнить про выделение главного.
То, что ставится во главу, про что картинка, то и должно быть выделено.

1) На первом изображении акцент делается на духовное состояние человека, движение его души (психологический камерный портрет). Акцент сделан на лицо и глаза. Освещен треугольник: глаза-губы, остальное уходит в дополнение к центру. Обычно исполняется на темном или нейтральном фоне, нет ничего, чтобы отвлекало от главной задачи.
2) Второй снимок внешних атрибутов портрета, бьюти (париков, украшений, косметики). Отображает искусственно созданный образ, упор на внешние раздражители, человек как объект (а не субъект). Отрешенное выражение лица. Формальный портрет.
3) Передаем эмоцию. Не состояние, но эмоция. Для нас не важно, красиво ли выглядит объект, главное — яркий выплеск. Похоже на жанровый портрет.
4) Последний тип портрета — льстящий (заказной) портрет в угоду заказчику или журналу. Не важно, что чувствует, не нужна эмоция, главное — выгодный ракурс.

Средства акцента на лицо.

1) Фокус-расфокус (см. изобр. 6) Крупный портрет снимают камерой от 100 мм, диафрагма не может быть закрыта больше 4 (иначе уши в расфокусе).
2) фон (рис. 2) Соотношение яркости фона с выразительностью и яркостью модели. Есть портреты, где лицо впечатывается в фон (2) или вылезает из него (6). На фото 2 губы модели делают контраст лицо-фон.

рис.1 — контраст на эмоции, но светом поставлен акцент.

Три вида тональности в портрете.

Свет и тьма передают разные эмоции. Светлая тональность — это четкость и ясность. Ничего не скрывается. Темная — загадочность и непредсказуемость.
По большому счету на темном фоне , в темной одежде человека со смуглой кожей также можно снять в светлой тональности.
В черной тональности всегда должна быть светлая точка, в светлой — чрная.

Чтобы снять в светлой тональности, ставим на выбитый фон и окружаем светом — фронтальный и передним боковым.

В темной тональности показываем контровым светом или заднескользящим, с легкой подсветкой основных элементов.

Линии.
Еще один важный элемент. Если снимается крупный портрет в трускаре (три четверти), то основная линия: Лоб — скула — щека — шея.
Линии не должны расходиться с основной эмоцией, наполняющей кадр.
Например, растрепанные волосы у женщины с отсутствующим взглядом сбивают эмоцию (рис. 4). Такой же сбив может образоваться линиями одежды.

Если хотите показать человека красивым, важно показать основную линию красивой.
Нос не должен выходить за линию щеки.
Если человек на вас не смотрит, то пропадает контакт (рис. 1, 2, 4).
Очень низкое кадрирование добавляет агрессии.
съемка собирательного образа -> акцент на одежду, а не на личные черты, для этого в первую очередь надо создать контраст (как шарфик в рис.3)

2 comments
Leave a comment »

  1. Неплохо бы указывать первоисточник, мм? :)

  2. Верно. Это было с занятий Натальи Федотовой :)
    А картинки откуда — не знаю.
    Буду исправляться, спасибо.