Lightroom

Ноя 22, 2009 | By shikate | Category: обработка фотографий

17 ноября 2009

На занятии мы говорили об основах обработки в Lightroom, как это работает, пробовали загружать фотографии, менять различные движки. В конце нам рекомендовали посмотреть сайт , на котором хорошо представлено описание основ работы с конвертером и каталогизатором.
Поскольку ничего записать по ходу занятия я не сумела, а информация мне кажется очень важной, я скопировала кусок основной записи об основах Lightroom на всякий случай – вдруг куда-нибудь исчезнет.

RAW конвертаторы

Сейчас на рынке софта множество RAW-конвертеров. Многие производители камер создают конвертеры для своих RAW форматов (DPP от Canon, Nikon Capture от Nikon и т.д.). Это самые лучшие конвертеры, потому что, только производитель досконально знает свои RAW.

Родные конвертеры лучше всего подходят для скрупулезной работы с одной или несколькими фотографиями. Проигрывая при этом в удобстве использования, скорости работы и пакетной обработке файлов.

Сторонние производители предлагают использовать универсальные RAW-конвертеры, работающие с любыми форматами RAW и изначально проектируемые под профессиональную работу с большими объемами данных. Максимально приближаясь по качеству к родным конвертерам сторонние производители делают упор на удобную и быструю работу (не в ущерб качеству) и частично или полностью заменяющую коррекцию в фотошопе.

Самые популярными сторонними RAW-конвертерами являются: Lightroom, Capture One и Aperture.

И самое удивительное, что их сложно назвать конкурентами. У каждой программы есть своя ниша: Aperture работает только на Mac. Lightroom – простая в работе программа, позволяющая легко каталогизировать фотографии и экспериментировать с цветами. Capture One – боле сложная программа рассчитанная на профессионалов. C1 умеет работать с ICC-профилями, которые обеспечивают правильную передачу информации о исходном цвете.

Я хочу рассказать вам подробнее о программе Lightroom.

Lightroom

Лайтрум обладает массой достоинств, таких как продуманная каталогизация, встроеная поддержка работы с двумя мониторами, гибкая архитектура позволяющая подключать не только пресеты, но и плагины сторонних разработчиков. Лайтрум интуитивно понятен при ретушировании и цветокоррекции. Здесь на одной панели расположен баланс белого, управление экспозицией, динамическим диапазоном и насыщенностью..

Рядом панель работы с кривыми, а чуть дальше с виньетированием. И заканчивает список панель калибровки камеры, которая в версии Lightroom 2.0 получила возможность калибровки с помощью отдельной программы, что должно приводить к правдивой цветопередаче.

Расположение всех панелей цветокоррекции и обработки фото в одном сайдбаре делает работу достаточно быстрой, легкой и наглядной. Идея не только в том что можно быстро покрутить shadow/highlights, изменить кривую, и настроить Clarity. Самое главное что в любой момент вы можете отключить (см иллюстрацию) любое изменение и посмотреть как фото смотрится без него, параллельно настраивая оставшиеся параметры. Вот удобство Лайтрум!

С другой стороны у лайтрум есть слабые стороны – отсутствие поддержки ICC профилей и плохой шумодав. Шумодав всегда можно заменить, а вот с профилями проблема. Весь интернет переполнен вопросами типа “лайтрум показывает не те цвета, что были в камере” и материалами о том как настроить camera raw для адекватного отображения цветов.

Сейчас Adobe выпустила программу для калибровки камеры. Дополнительная информация о программе и пресеты камер тут.

Во многом простота сделала Lightroom одним из самых популярных сторонних RAW-конвертеров.

Логика работы в лайтрум

Как я уже говорил – лайтрум завоевал популярность в основном за счет интуитивно понятного интерфейса. Тем не менее сама логика работы в RAW-конвертерах вообще и Lightroom в частности отличается от других программ. Как минимум отличие заключается в том что мы никак не изменяем оригинал фотографии. Поэтому для многих очень не привычно отсутствие меню File – Save. А для рав-конвертера – это логично, если изменения не затронули оригинальный RAW – что тогда сохранять? Можно только экспортировать.

Как вы уже знаете Lightroom не изменяет исходный RAW файл полученный из камеры.

Все мета-данные (дата создания, автор, ключевые слова) и данные о обработке файла лайтрум хранит в своей внутренней базе и XMP файле в папке с исходным равом. Это очень удобно, например, для переноса файлов со всеми измениями – достаточно просто скопировать RAW и XMP файлы на другую машину. Вы сэкономите массу времени на экспорт и импорт каталога, но потеряете его на рендере полноразмерных превью.

Давайте посмотрим на алгоритм работы в Lightroom, который схож с алгоритмом любого RAW-конвертера, но так не похож на работу с обычной программой обработки данных.

Посмотрите иллюстрацию:

В программе есть 5 разных модулей. По сути это разные под-программы для определенного круга задач.

Library
Этом модуль является библиотекой, он не только хранит файлы, но и каталогизирует их и обладает весьма удобным поиском. Сюда лайтрум импортирует фотографии (с возможностью перемещения исходных данных). В модуле Library происходит вся организационная работа: добавление ключевых слов и других мета-данных, управления каталогами, коллекциями и группами файлов, поиск фото, управление метками (рейтинги и цветные метки) и т.д. Отдельно можно выделить просмотр отснятого материала с возможностью сравнения дубликатов файлов и возможности быстрой обработки. В данном случае быстрая обработка нужна скорее для того, чтобы можно было понять имеет смысл в дальнейшем обрабатывать файл.

Develop
Этот модуль предназначен для обработки фотографии. Экспозиция, динамический диапазон, цветокоррекция, резкость и шумодав. Инструменты клонирования, удаления красных глаз и аналог quick mask. В этом модуле применяются те самые Lightroom Presets (пресеты, о них я расскажу отдельно) и есть панель для калибровки камеры (это так же заслуживает отдельной статьи).

Slideshow
Модуль создания слайдшоу. Обладает вполне приличным списком стандартных возможностей. Можно сделать слайдшоу или небольшую презентацию своих работ добавив текст и музыку.

Print
Этот модуль представляет собой менеджер позволяющий настроить все нюансы печати. Размеры фото, подпись, данные о фотографии и прочие функции.

Web
Модуль для создания HTML или Flash галерей с вашими фото. Предложит шаблоны, покажет как будет выглядеть галерея, галерею можно сохранить на диск или сразу отправить на FTP.

Модули Develop, Slideshow, Print и Web отображают только коллекции фото. Поэтому если ваши фото находятся в разных коллекциях – вам нужно сделать выборку нужных файлов в модуле Library. О коллекциях я в будущем напишу подробнее.

Почему фото нельзя сохранять? RAW не изменяется, из него генерится картинка с заданными настройками обработки и её можно только экспортировать.

На иллюстрации показано, что после обработки можно экспортировать один файл или группу файлов через меню File – Export..

Запомните – любые операции которые вы хотите проделать над файлами будь то обработка, создание галареи или экспорт производятся над выбранными вами файлами.

Comments are closed.