Целостность материального и целостность культурного

Стандартизация информационно-технологических и других объектных отношений обеспечивает более быструю интеграцию, чем та, которая формируется в новом качестве целостности пространства-времени культуры с присущими ему смыслами, символически-текстовыми структурами, новыми нормами бытия сообществ. Это связано с тем, что целостность, представляющая материальные процессы, уже проявлена в условиях глобализации реально, тогда как целостность культуры представлена виртуально, и, более того, она характеризуется отсутствием уже устоявшихся форм интеграции своего многообразия в новое качество целостности. Поэтому даже исходное прояснение этих современных процессов может стать основой к обеспечению регуляции столь сложного организма, каким является современная культура [[1], 271-272].



[1] Баркова Э.В. Пространственно-временной континуум в онтологии культуры. – Волгоград: Издательство Волгоградского государственного университета, 2002. – 300 с.

Рубрика: Неизвестный источник | Комментарии отключены

Киричёк, П.Н. Информационная культура общества

Киричёк, П.Н. Информационная культура общества: монография / П.Н.Киричёк. — М.: Изд-во РАГС, 2009. — 208 с.

Рассматриваются различные аспекты диалектического синтеза духовной культуры и массовой информации в современных условиях, определяется генезис феномена информационной культуры. Анализируются сущность и свойства информационных процессов, происходящих в трансформирующемся обществе, выделяются культурно-аттрактивные свойства средств массовой коммуникации и информации. Формулируются идеологические и технологические концепты информационной политики как механизма социального (государственного) управления в различных коммуникативных конфигурациях, характеризуется роль медиа-коммуникативных технологий в формировании массового сознания. Медиакультура представляется важным основанием эффективности государственной службы.
Для интересующихся вопросами культурологии, информациологии, социологии, политологии, журналистики.

Рубрика: обложки | Комментарии отключены

Облик политической эпистемологии

Помимо мощной многовековой рационалистической традиции и позитивистской парадигмы на облик политической эпистемологии в XX в. повлияли, хотя и в разной степени, еще несколько существенных факторов. К ним следует отнести, во-первых, появление в начале XX в. неклассической, а затем на его финише — неонеклассической науки; во-вторых, постмодернизм, феномен второй половины ХХ в., отразившийся как на самом процессе познания, так и на его осмыслении.

Рубрика: Политическая эпистемология | Метки: , , | Комментарии отключены

Культура в свете концепции знания

Однако, начав знакомиться с литературой по когнитивному менеджменту, я почувствовал необходимость выработки определения культуры, ориентированного на «знание». Тогда благодаря счастливой случайности, часто содействующей прогрессу науки , я познакомился с книгой Диксон «Общее знание» (Common Knowledge), которую я уже так активно цитировал. Я уже использовал термин «разнообразие» в предварительный хабросках этой главы (не забывая о его толковании в теории систем), когда обнаружил, что Диксон ссылается на знаменитую работу Конана и Эшби 1970 г. Внезапно я обрел мое основное определение культуты, в дальнейшем использованное при подготовке исследований четырез компаний и анализе их результатов в свете концепциизнания:

 

Культура есть многообразие «общего» знания.

 

Рубрика: Кросс-культурный менеджмент | Метки: , , | Комментарии отключены

Нет ничего нового под солнцем — Управление знаниями в истории человечества

В том, что мы называем когнитивным менеджментом, необходимым для роста и выживания организации, по сути нет ничего нового. Хотя раньше не было порождаемого и мгновенно передаваемого знания (electronically time-shifted) (Burton-Johes, 1999), прошедшие эпохи также нуждались в сведениях, которые еще не были получены. Эволюцию человеческой расы можно рассматривать как путь к «эре знания», ретроспективно связанной с эрой производства, веком Просвещения, Средними веками, античным миром и так далее, вплоть до бронзового века, века железа и каменного века. Древние цивилизации убедительно демонстрируют факты когнитивного менеджмента и организационного научения. Достаточно вспомнить о строительстве пирамид в Египте и Северной Америке, Великой китайской стене, Стоунхендже или зиккуратах Вавилона. Однако при этом существовали и другие формы знания, позволившие создать неувядающие и вызывающие восхищение произведения искусства, математику, астрономию, религиозные и оккультные системы.

Стремясь ослабить республиканский Рим, Ганнибал использовал знание стратегии и тактики Александра Великого; в дальнейшем знание стратегии и тактики их обоих использовал Сципион. Почти за 2 тыс. лет до нашей эры индийские и арабские торговцы [конец стр. 99] пользовались знанием муссонов, бушующих в Индийском океане, далеко к югу от государств, расположенных вдоль берегов Персидского залива и Аравийского моря. По словам морского историка Лайонела Кессона (L.Casson), индийцы и арабы одинаково стремились сохранить в тайне то, что они знали об этих ветрах, поскольку «никто не хотел делиться секретами с возможными конкурентами» (Moore and Lewis, 1999). Россия эпохи Нового времени при Петре Великом (1672-1725) и Екатерине Великой (1729-1796), как и Япония при императоре Мэйдзи (1868-1912) с его лозунгом «Западное знание — японский дух», — это примеры стран, активно искавших западные технологии для собственной модернизации (о России см. Hosking, 1997; о Японии — Sansom, 1977). В XVIII и XIX веках европейским монархам не удалось освоить, т.е. скопировать, технику изготовления китайского и японского фарфора. Поиск знания включал в себя «невообразимое вероломство, алчность и острейший промышленный шпионаж» (Gleeson, 1999).

Интересно, что формы переноса знания, предшествовавшие нашему времени, преодолевали языковые, культурные и географические преграды. Те, кто работает со знанием сегодня, а также развивает стратегию корпораций, должны внимательно изучать межкультурный перенос знания в те времена, когда еще не существовало информационных технологий. Почему они думают, что опыт старого времени полностью непригоден? Он может стать неожиданным источником открытий и решений, свидетельствуя о ничем не замаскированных человеческих талантах и слабостях, ясных как день, и не ограничиваемых информационными технологиями.

Рубрика: Кросс-культурный менеджмент | Метки: , , | Комментарии отключены

Принцип четырех Н

Управление знаниями – создание организационных, технологических и коммуникационных условий, при которых знания и информация будут способствовать решению стратегических и тактических задач организации. Или, перефразируя слова Билла Гейтса, управление знаниями — это выполнение «принципа четырех Н»: создание условий, при который нужные люди смогут получать нужную информацию и знания в нужное время для выполнения нужных задач.

Рубрика: Управление знаниями на 100% | Метки: , | Комментарии отключены

Спорное понятие

Понятие «управление знаниями» по-прежнему является спорным. Обычно мы говорим: «Спросите десять профессионалов в области управления знаниями, и вы услышите тридцать определений этих процессов». А если опросить непрофессионалов,  то вариантов ответов будет еще больше.

Многим практикам не нравится термин “управление знаниями”. Ведь очевидно, что управлять знаниями в прямом смысле этого слова невозможно – можно только создать условия для более эффективного их использования.

Мариничева М.К. Управление знаниями на 100%: Путеводитель для практиков. — М.:Альпина Бизнес Букс, 2008. — 320 с.

Рубрика: Управление знаниями на 100% | Метки: , | Комментарии отключены

Управление информацией VS управление знаниями

Собираясь инвестировать в систему управления знаниями, следует четко уяснить себе ее отличия от системы управления информацией.

- Управление информацией предусматривает получение заранее подготовленных решений в ответ на возникновение заранее ожидаемых задач.

- Управление знаниями предполагает поиск незапланированных (инновационных) решений при возникновении неожиданных задач.

Рубрика: Управление знаниями - высокий старт | Метки: , | Комментарии отключены

Управление знаниями это…

Управление знаниями — это усиление коллективной мудрости, призванное повысить скорость реакции и способность к инновациям.

Рубрика: Управление знаниями - высокий старт | Метки: , | Комментарии отключены

Деньги и автоматизация

Автоматизация репрезентует не столько физический труд, сколько программируемое значение. По мере того, как труд вытесняется чистым движением информации, деньги как хранилище труда сплавляются воедино с информационными формами кредита и кредитной карточки. Средства хранения информации не должны более быть визуализированными. От монеты к бумажным деньгам, от бумажных денег к кредитной карточке — вот устойчивая прогрессия, ведущая к окончательному превращению торгового обмена в движение информации. (цит.по Назарчук)

Рубрика: Неизвестный источник, Теория коммуникаций... | Метки: , , , , | Комментарии отключены

Расширить органы чувств

Все коммуникационные действия человека являются попыткой расширить свои органы чувств. (Мак-Люэн)

Рубрика: Теория коммуникаций... | Метки: | Комментарии отключены

Стиль Мак-Люэна

Мак-Люэн, собственно, был автором одной темы. Однако парадоксальность его стиля всегда приводила к тому, что никто никогда не мог сказать, понял ли он в ддействительности, что было сказано, и может ли он предположить, что будет сказано в следующий момент. Его аналитика содержит все, что угодно, кроме систематичности, но в то же время ее тонкость и детальность проработки элементов вызывают восхищение. Тексты Мак-Люэна представляют собой фейерверк ассоциаций, аллюзий, цитат, словно в них он пытался преодолеть то, в чем упрекал печатное слово, — линейность и последовательность.

Рубрика: Теория коммуникаций... | Метки: | Комментарии отключены

Текст — коллективная культурная память

«Текст выполняет функцию коллективной культурной памяти. В качестве таковой он, с одной стороны, обнаруживает способность к непрерывному пополнению, а с другой, к актуализации одних аспектов вложенной в него информации и временному или полному забыванию других» [[1]стр. 132]



[1] Лотман Ю.М. Семиотика культуры и понятие текста. // Лотман Ю.М. Избранные статьи. Т.1. Таллин, 1992.

Рубрика: Семиотика культуры и понятие текста | Метки: , | Комментарии отключены

коллектив — найти

Юнг — коллективное бессознательное.

 

 

Ген — мем (единица культурной памяти) — найти

Рубрика: Неизвестный источник | Метки: | Комментарии отключены

Культуры, ориентированные на автокоммуникацию, способны развивать большую духовную активность, однако часто оказываются значительно менее динамичными, чем этого требуют нужды человеческого общества.

Рубрика: О двух моделях коммуникации в системе культуры | Метки: , | Комментарии отключены

Культура организует коллективную личность

Для существования культуры как механизма, организующего коллективную личность с общей памятью и коллективным сознанием, видимо, необходимо наличие парных семиотических систем, с последующей возможностью взаимного перевода текстов.

Рубрика: О двух моделях коммуникации в системе культуры | Метки: , | Комментарии отключены

Культура может рассматриваться как…

Законы построения художественного текста в значительной мере суть законы построения культуры как целого. Это связано с тем, что сама культура может рассматриваться и как сумма сообщений, которыми обмениваются различные адресанты (каждый из них для адресата — «другой», «он»), и как одно сообщение, отправляемое коллективным «я» человечества самому себе. С этой точки зрения, культура человечества — колоссальный пример автокоммуникации.

Рубрика: О двух моделях коммуникации в системе культуры | Метки: , , | Комментарии отключены

Искусство не автоматизируется

Более того, если говорящие на родном языке, употребляющие его без ошибок и правильно, не замечают его, он полностью автоматизирован и внимание сосредоточено на сфере содержания, то в области искусства автоматизации кодирующей системы не может произойти. Иначе искусство перестанет быть искусством. Происходит, таким образом, весьма парадоксальная вещь. С одной стороны, мы действительно имеем засвидетельствованную огромным числом текстов систему, очень напоминающую естественный язык, систему с устойчивым канонизированным типом кодировки, а с другой стороны, эта система ведет себя странным образом — она не автоматизирует свой язык и не обладает свободой содержания.

Рубрика: Каноническое искусство как... | Метки: | Комментарии отключены

Для чего нужна автокоммуникация

[...] Лотман предлагает две коммуникативные модели «Я-ОН» и «Я-Я». Первая модель — обычное сообщение. Последний случай он именует автокоммуникацией. В рамках сообщение приобретает новый смысл, поскольку меняются условия, время, контекст сообщения, т.е. сообщение перекодируется. «Дневник» не может быть прочитан так, как он был написан. Передача сообщения самому себе вызывает перестройку структур собственной личности. Феномен коммуникации не ограничивается ведением личных дневников, он присутствует в любом акте авторства. Каждый написанный текст несет сообщение к самому себе, проецирует диалог с собой во времени.

Рубрика: Теория коммуникаций... | Метки: , , , , | Комментарии отключены

Об автокоммуникации

Речь идет о возрастании информации, ее трансформации, переформулировке в других категориях, причем вводятся не новые сообщения, а новые коды, а принимающий и передающий совмещаются в одном лице. В процессе такой автокоммуникации происходит переформирование самой личности, с чем связан весьма широкий круг культурных функций — от необходимого человеку в определенных типах культуры ощущения своего отдельного бытия до самопознания и аутопсихотерапии.

Рубрика: Текст в тексте | Метки: , , , , , | Комментарии отключены